Отчет о реализации средств гранта Президента РФ: проект «Эмоциональный интеллект и социальные навыки современного наставника в условиях сельского муниципального образования: оценка и помощь в развитии», победитель второго конкурса 2018 года

СМИ о проекте Наставник август ноябрь 2019.pdf
СМИ о проекте Наставник март июнь 2019.pdf
СМИ о проекте Наставник Этап 1.pdf

Отчет о выполнении заключительного этапа проекта 01.08-30.11.2019 г.

Отчетный период включал в себя второй завершающий цикл образовательных мероприятий проекта. При подготовке программ учебно-практических занятий рабочей группой учтены рекомендации, полученные в ходе завершившихся в рамках предыдущих этапов: комплексного социологического исследования современных наставников сельской молодежи, результатов диагностического исследования уровня эмоционального интеллекта участников проекта – наставников и руководителей детских военно-патриотических объединений. Кроме того, рабочая группа в ходе состоявшихся образовательных мероприятий получила дополнения к социальному портрету наставника. Опрос участников проведен в целях учета профессионального опыта, приобретенного на военной и других видах службы; воинских и специальных званий, полученных в ВС, правоохранительных органах, МЧС. Портрет участников дополнили сведения о добровольческой деятельности и, что принято во внимание, профиле и программах, реализуемых в детских патриотических объединениях. Последнее было учтено при определении содержания двух образовательных мероприятий, ставших специализированными. Для наставников, реализующих программы «Юный спасатель» и «Юный пожарный» проведены открытые занятия с обменом опытом работы на базе Специализированной пожарно-спасательной части ФПС ГУ МЧС России по Волгоградской области и Краснослободского поисково-спасательного отряда МЧС России. Для руководителей и наставников юнармейцев и специализированных военно-патриотических клубов проведен семинар. Волгоградским областным Советом ветеранов привлечены к организации молодежные организации - партнеры: региональный штаб юнармейского движения и ГБУ «Волгоградпатриотцентр».
Однако наиболее волнительным для организаторов было проведение в августе, в период каникул, 4-х дневных учебных сборов для 50 руководителей и наставников детских военно-патриотических объединений региона. Заранее были получены личные заявления добровольцев-наставников (для многих в период личных отпусков), изготовлена экипировка участников, согласована программа с воинскими частями МО и Росгвардии. Сбор проводился перед началом учебного года, чтобы наставники вошли в детские аудитории с обновленными профессиональными знаниями и компетенциями. Базой сборов стал Калачевский муниципальный район для приближения к учебным полигонам воинских частей. В программе сборов: два дня теоретических занятий и практические занятия на учебных базах 22-й отдельной бригады оперативного назначения войск национальной гвардии РФ и 20-й гвардейской мотострелковой бригады ЮВО МО РФ.
Участники сборов прошли теоретическую подготовку в сфере гражданско-патриотического воспитания, погрузились в историю Великой Отечественной войны и Сталинградского сражения с учетом новых открытых документов. На занятиях рассмотрены сравнительные характеристики вооружения Российской армии и армий вероятных противников, военная доктрина государств блока НАТО. В условиях полигонов под руководством военных руководителей изучено современное вооружение и техника различных родов войск, проведены практические занятия по применению индивидуальных средств защиты, со средствами связи. Получены обновленные знания в области инженерной подготовки, стрелкового вооружения, огневой подготовки, первой помощи при ранениях, в других общевойсковых предметах. На учебных местах было организовано выполнение участниками нормативов по РХБз, ВМП, ПС, ОП. Участники наблюдали за действиями воинских подразделений в основных видах боя.
В ходе лекций и психологических тренингов наставники были ознакомлены с современными моделями взаимодействия «наставник-воспитанник», обсуждены сильные и слабые стороны каждой из этих моделей. По результатам диагностического обследования с каждым из желающих были проведены индивидуальные консультации, основным вопросом на большинстве из которых был вопрос «что необходимо сделать, чтобы повысить тот или иной компонент эмоционального интеллекта», что делать наставнику в зависимости от ведущей психологической защиты.
Среди участников проекта значительную часть составили руководители местных штабов и отделений «Юнармии». Потребность в опытных наставниках, офицерах и сержантах запаса и отставников, в качестве помощников педагогов значительна, особенно на селе, где идет создание юнармейских отделений на базе школ и поселений.
80 руководителей военно-патриотических клубов и местных отделений юнармейцев были призваны на учебу на 2-х дневные семинары. Практики делились с начинающими наставниками в вопросах подготовки детей к участию в военно-патриотических играх и конкурсах, учебными программами, подбором кадров при формировании общественных органов управления. Большой интерес у наставников и руководителей вызвали практические части семинаров, которые прошли на базе 187-о ордена Красной звезды межвидового регионального учебного центра по подготовке младших специалистов инженерных войск ВС РФ и 28-й отдельной бригады радиационной, химической и биологической защиты. На занятиях, проведенных военными специалистами, расширены знания наставников в сферах подготовки саперов, водителей инженерных машин, приобретены навыки оказания врачебно-медицинской помощи, использования средств радиохимической и биологической защиты. Многим наставникам, служивших в армии десятилетия назад, было необходимо ознакомиться с современными бытовыми условиями, учебно-спортивной базой подготовки военнослужащих, вещевым, продовольственным, медицинским, денежным обеспечением служащих по контракту.
Теоретические занятия, тренинги провели опытные педагоги – практики и офицеры, выпускники военных академий. Партнером проекта стала Волгоградская государственная академия последипломного образования. Было проведено дополнительное образовательное мероприятие – учебные курсы для 20 наставников, завершившееся их участием во Всероссийской научно-практической конференции VII Сталинградские исторические чтения (секция Наставничество как ресурс патриотического воспитания детей и молодежи), по итогам учебы вручены Удостоверения о повышении квалификации.
Завершился проект научно-практической конференцией «Наставничество в современной России: оценка состояния и тенденции развития». С докладами выступили научные руководители и организаторы проекта, в обсуждении приняли участие руководители ветеранских и молодежных организаций. Волгоградский областной Совет ветеранов акцентировал внимание руководителей патриотических объединений на совместное выполнение ветеранскими и молодежными общественными организациями мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», предложил совместные планы на Год памяти и славы, достойную встречу 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Участникам конференции, авторам опубликованных материалов переданы экземпляры изданного сборника «Наставничество в современной России: оценка состояния и тенденции развития на основе опыта Волгоградской области». Сборник передан в центральные библиотеки муниципальных сельских районов.




Отчет о выполнении мероприятий второго этапа проекта: 01.03-31.07.2019 г.

В ходе второго этапа проекта выполнены комплексы мероприятий. Успешно реализован первый учебный цикл из 3-х семинаров для 148 наставников и руководителей военно-патриотических объединений объемом 60 уч.час. Педагогами стали ученые вузов Волгограда, открытые уроки дали успешные наставники и руководители, воспитанники которых достойно представляют свои клубы, отделения Юнармии на Всероссийских и областных форумах. В рамках зональных семинаров практические занятия для наставников провели на своих базах военнослужащие 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады и 22-й отдельной бригады оперативного назначения войск национальной гвардии РФ. Семинары прошли в Камышине и Калачевском районе. В целях практической подготовки наставников дополнительно организованы два военно-патриотических Конкурса с участием 11 команд воспитанников-юнармейцев и учащихся кадетских классов полицейского профиля. Наставникам и руководителям продемонстрирован высокий уровень подготовки воспитанников, даны организационные навыки проведения конкурсов, подготовлен и распространен методический материал в помощь организаторам военно-исторических конкурсов. К организации Конкурсов привлечены новые партнеры ветеранской организации: бригада Росгвардии РФ, областная детская библиотека. В ходе этапа завершены социологическое и психологическое исследования наставников и руководителей патриотических объединений. Психологическая диагностика наставников (N=65) проводилась с использованием 5 методик. Обобщенные результаты исследования эмоционального интеллекта свидетельствуют о следующем: 1. По методике Д.В.Люсина: межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), т.е. способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими у наставников, принявших участие в исследовании - существенно ниже средних нормативных показателей, при этом внутриличностный эмоциональный интеллект, т.е. способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими – чуть выше уровня средних показателей нормы. При этом, анализ компонентов эмоционального интеллекта свидетельствует о снижении компонента «понимание чужих эмоций» МЭИ. 2. По методике Н.Холла: интегральный показатель эмоционального интеллекта в исследовании составляет 35 единиц (показатель 39 и меньше рассматривается как низкий эмоциональный интеллект). Анализ компонентов свидетельствует о том, что только показатель самомотивации располагается на среднем уровне, крайне низкий уровень выявлен у таких показателей как управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей. 3. По опроснику Р.Плутчика - Г.Келлермана - Х.Р.Конте (диагностика механизмов психологической защиты) определена иерархия психологических защит, используемых нашими испытуемыми - три ведущих психологических защиты – рационализация, проекция и отрицание. 4. По опроснику УРСЛ (уровень субъектности личности) М.А.Щукиной выявлено, что профиль большинства наставников (60%) носит дисгармоничный характер, что характеризуется внутриличностной конфликтностью и доминированием. 5. По Методике диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В.Бойко) выявлено, что ведущей стратегией психологической защиты в общении с партнерами является стратегия избегания, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. 6. Для проверки статистической достоверности данных был проведен анализ с помощью программы SPSS. По результатам проведенной статистической обработки была выявлена корреляция между всеми шкалами методики Плутчика и методиками, направленными на эмоциональный интеллект (Люсин, Холл), уровнем развития субъектности личности (М.А.Щукина) и стратегией психологической защиты в общении (В.В.Бойко). Полученные результаты свидетельствуют о том, что наставникам необходимо развивать эмоциональный интеллект, особенно межличностный ЭмИн. Самым эффективным способом развития ЭмИн принят социально-психологический тренинг, направленный на развитие ЭмИн и разбор конкретных cитуаций и case- study, реализованный в рамках учебного цикла. В отчетном периоде значительное внимание было сосредоточено на качественной реализации социологического сопровождения проекта. Было проведено две фокус-группы, продолжительность дискуссии в среднем составила 90 мин. Основная цель проведения групповых дискуссий – это выявление мотивов взаимодействия наставников с детьми и подростками, типологии в использовании наставниками тех или иных моделей поведения. Было проведено 10 индивидуальных полуформализованных интервью с наставниками. Основные вопросы интервью были нацелены на выявление персонального опыта, переживаний и чувств наставников по отношению к ведению наставнической деятельности. Было заполнено 16 карточек за визуально наблюдаемыми проявлениями поведениянаставников и руководителей, проявляемых ими в совместной деятельности в рамках мероприятий разного формата. Общее количество респондентов при наблюдении составило > 200 чел. Рабочей группе проекта были представлены рекомендации для формирования учебно-развивающей программы наставников. В ходе социологического сопровождения проекта, было выполнено два вида замеров (n=29, N=112) c использованием метода анкетирования респондентов. Полученные эмпирические данные были сформированы в электронный массив данных, отредактированы и обработаны с использованием программного продукта «Vortex». Результаты обработки данных представлены в трех основных форматах: таблицах, гистограммах, таблицах сопряженности. Обширный объем полученных данных требует глубокой проработки и анализа, но можно утверждать, что эмпирические данные, полученные в ходе исследования, позволили составить социально-демографический портрет наставника, работающего в сельской местности. На основе полученных данных подготовлена и опубликована статья в журнале, входящем в перечень изданий, утвержденный ВАК Минобрнауки РФ. Завершающим публичным мероприятием этапа проекта стала пресс-конференция для представителей СМИ, с участием практиков – организаторов «серебряных» волонтеров, активистов общественных организаций, представителей органов власти. Научными руководителями проекта представлены доклады-презентации по результатам проведенных социологического и психологического диагностического исследований наставников. В обсуждении проблемы формирования нового поколения наставников активное участие приняли руководители ветеранских и молодежных общественных организаций, опытные наставники молодежи. Внесены предложения по совместному проведению образовательных мероприятий второго цикла с региональным отделением Юнармии для наставников вновь создаваемых отделений. Представители СМИ приняли активное участие в освещении рассмотренных вопросов. В разделе «Наставничество в Волгоградской области» офиц. сайта размещено 24 материала. Реализован дополнительный информационный проект «Мой наставник»: воспитанники о роли наставника в выборе жизненного пути.

10 июня 2019 года

В преддверии Дня России на заседании круглого стола состоялся разговор о будущем России. Волгоградский областной Совет ветеранов в завершении первого цикла проекта подготовки современных наставников и руководителей детских военно-патриотических объединений, отделений ЮНАРМИИ, кадетских классов пригласил актив ветеранских и молодежных организаций, руководителей и наставников патриотических объединений молодежи на пресс-конференцию в формате круглого стола, на котором доложил об итогах реализации первого этапа проекта подготовки наставников молодежи. Круглый стол был организован на тему «Наставничество в современной России на примере Волгоградской области». Заседание открыл руководитель областной ветеранской организации С.Д. Назаров. Научными руководителями проекта Дулиной Н.В. профессором Волгоградского государственного университета, д.социол.н.; Долгополовой О.А. доцентом Волгоградского института управления, к.псих.н. сделаны доклады-презентации по результатам проведенных социологического и психологического диагностического исследований наставников. Предложения по будущей образовательной программе высказал Полежаев Д.В. профессор Волгоградской государственной академии последипломного образования, д.ф.н. В обсуждении проблемы формирования нового поколения наставников активное участие приняли руководители ветеранских и молодежных общественных организаций, опытные наставники молодежи. Внесены предложения по совместному проведению образовательных мероприятий второго цикла с региональным отделением Юнармии для наставников и руководителей вновь создаваемых районных отделений движения; с участием наставников над кадетскими классами специальных профилей в помощь школьным педагогам. Представители региональных СМИ приняли активное участие в освещении рассмотренных вопросов.


Отчет о выполнении мероприятий первого этапа проекта: 01.11.2018-28.02.2019 г.

Стартовым публичным мероприятием проекта 16.01.2019 г. стал установочный семинар, участниками которого стали наставники и руководители военно-патриотических объединений из сельских муниципальных образований области. В рамках семинара отработана учебно-образовательная часть проекта, проведено практическое занятие на базе отряда специального назначения УФСИН России, выполнены мероприятия диагностических психологических исследований первой группы наставников, проведена плановая фокус-группа. В старте проекта приняли участие руководители организаций-партнеров, обеспечено широкое освещение в региональных СМИ. На этапах подготовки научным руководителем психологического модуля Долгополовой О.А., к.псих.н. для участия в выездных диагностических исследованиях подготовлено 4 студента-психолога (проведено обучение работе с тестами, проведению конкретных упражнений социально-психологического тренинга и проведению деловых игр и case-study). Разработанный пакет методик был апробирован на взрослом контингенте (классных руководителях средних школ г.Волгограда и г.Ленинска Волгоградской области), по итогам апробации пакет методик скорректирован. Для оценки выраженности различных компонентов эмоционального интеллекта ЭмИн итоговый пакет диагностических методик включает тест Д.Люсина (направлен на оценку выраженности компонентов внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта – ВЭИ и МЭИ); тест Холла (направлен на выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений); тест Дж.Мэйера, П.Саловэя и Д.Карузо (направлен на оценку 4 компонентов ЭмИн - восприятие, оценку и идентификацию эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления, понимание и анализ эмоций, сознательное управление эмоциями для личностного роста), проективная методика «Человек под дождем» (ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, а также на диагностику возможностей человека к адаптации). Результаты методик позволили грамотно подобрать упражнения социально-психологического тренинга (направленные на развитие коммуникативных умений и навыков, эмпатии, обратной связи, рефлексии и др., развивающие необходимые конкретной личности компоненты ЭмИн); подобрать и разработать деловые игры («У озера», «Пиратский бриг», «Неизвестная планета» и др.) и case-study («Я – докладчик», «Синее-красное» и др.), демонстрирующие возможности использования испытуемыми компонентов ЭмИн в реальных и моделируемых ситуациях взаимодействия с воспитанниками. На первом занятии слушатели (группа 20 человек) приняли участие в интерактивной лекции об эмоциональном интеллекте, ознакомлены с важностью развития отдельных компонентов ЭмИн, связи эмоционального интеллекта с лидерством, проведено обсуждение навыков использования эмоционального интеллекта слушателями, важности ЭмИн для взаимодействия с представителями других возрастных групп. Кроме того, слушатели познакомились с методиками и техниками его совершенствования. Слушатели приняли участие в диагностическом исследовании и социально-психологическом тренинге. В среднем по группе показатели ВЭИ преобладают над показателями межличностного интеллекта. Иными словами, формирование межличностных взаимоотношений вызывает больше трудностей, чем понимание своих эмоций. При этом, преобладающей психологической защитой у испытуемых является “проекция”, т.е. приписывание своих чувств, настроений, интересов, мыслей, потребностей и т.д. другим людям. Мы выдвигаем рабочую гипотезу о том, что именно проекция является основной «причиной» более высоких показателей ВЭИ и это субъективное завышенное восприятие ВЭИ делает оценку эмоционального интеллекта необъективной. Данные результаты в дальнейшем будут отрабатываться с наставниками в специальных упражнениях в тренинге. В ходе решения задачи социологической программы исследования, выполнены следующие мероприятия полевого исследования: -для разработки инструментария массового опроса наставников молодежи было проведено дополнительное к программе проекта очное интервьюирование наставников, принявших участие вместе со своими воспитанниками в Конкурсе юнармейцев, организованном организацией-заявителем 15-16.11.2018 г., посвященного 76-й годовщине начала контрнаступления под Сталинградом и Дню артиллерии. Общее количество проведенных интервью N = 29. Для проведения интервьюирования на волонтерской основе привлечен кандидат социологических наук, доцент Волгоградского технического университета Моисеева Дарья Викторовна. Обработка результатов очного интервьюирования позволила выявить основные составляющие для разработки социально-психологического портрета наставника молодежи, анкеты массового заочного опроса, дополнит социально-психологический портрет наставника молодежи; -подготовлена рабочая группа из числа студентов 1 и 2 курсов бакалавриата в количестве 7 человек, обучающихся по специализации социология в Волгоградском государственном университете и выполняющих техническую работу при проведении мероприятий «поля»: студенты приняли участие в создании электронной базы данных исходных интервью (Кременская М. С., Агеева Н. А., Козлова А. Е., Кукушкина К. В., Пономарева М. С.), подготовке и проведении фокус-групповой дискуссии с наставниками (Тен Е. А, Зеничева К. М.); -проведена фокус-группа (N = 10 участников), основной темой обсуждения стало развитие наставничества в Волгоградском регионе; -в ходе проведенного заочного опроса наставников, получен первичный массив документов (N > 100), завершено редактирование (визуальный контроль на полноту ответов и логическую непротиворечивость, выбраковка анкет, которые не могут быть подвергнуты дальнейшему анализу), создана электронная база данных для математической обработки полученных эмпирических данных и их анализа; -все мероприятия «полевых» исследования сопровождены необходимыми исследовательскими инструментами: гайд, бланк интервью, бланк анкеты, вопросники и т. д., получение информации по которым обеспечивает сопоставимость данных, полученных разными методами, и дополняет друг друга; -по итогам первичной обработки информации, полученной в ходе реализации полевых мероприятий, рабочей группе по формированию учебно-развивающей программы для наставников предложено обратить внимание на развитие у наставников двух блоков компетенций: *блока коммуникативных компетенций; *блока психолого-педагогических компетенций. По итогам полной обработки эмпирических данных, полученных в ходе первого этапа полевых исследований, рекомендации рабочей группе проекта будут дополнены и уточнены.

16 января 2018 года - установочный семинар.


Практическое занятие для наставников было организовано в отделе специального назначения «Барс» Управления ФСИН по Волгоградской области, в рамках которого офицеры ознакомили наставников со стрелковым вооружением, техникой, требованиям к физической и волевой подготовке бойцов спецподразделений. Новые знания о современном вооружении, видеосюжеты, снятые наставниками в ходе демонстрации бойцами приемов самообороны помогут наставникам в работе с молодежью.


Вторую половину учебного дня занятия продолжились в Доме ветеранов. Социально-психологические установки личности и эмоциональный интеллект 20 современных наставников молодежи изучались в рамках психологического диагностического исследования и тренинга, к проведению которого научным руководителем О.А. Долгополовой, к.псих.н. привлечены 4 подготовленные студента-психолога.
Модератором фокус-группы с участием 10 наставников выступила Дулина Н.В.. проф., д.соц.н. с привлечение двух студентов-социологов.
На теоретических занятиях и лекциях-беседах наставники изучили вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде, интернет риски молодого поколения, физиологии взрослого человека и подростка; как формируется современный спасатель и что принесет победу в современной войне: солдаты или технологии. К проведению учебно-образовательной программы привлечены ученые вузов города, выпускники военных академий.